звезда

" От Меня это было " - человеческой душе.

монахЭти слова заимствованы из наставлений иеросхимонаха Серафима и записаны были в 1937 году. Эти слова, вместе с тем, должны укрепить христианские души в совершенной полной покорности Божией воле - в необходимости всегда помнить о благом и премудром Промысле Божием над христианской душой.

       "Думал ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается одинаково и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы Моего ока. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя и потому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что от Меня это было.
    Твоя немощь нуждается в Моей силе и безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя. Если ты находишься в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что нужно твоей душе, и которые тебя угнетают, то помни - от Меня это было. Я - Бог, располагающий всеми обстоятельствами: ты не случайно оказался на своем месте, которое Я тебе назначил. Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? Так вот смотри: Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю. Находишься ли ты в нужде и тебе трудно сводить концы с концами? Помни всегда - от Меня это было.
    Ибо Я располагаю всем твоим материальным достатком, и Я хочу, чтобы ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований. Переживаешь ли ты ночи скорбей? Ты разлучен с близкими твоими? Помни - от Меня это было.
    Я - Муж скорбей, изведавший многие искушения. Я допустил их к тебе, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное. Обманулся ли ты в друге своем, в ком-нибудь, кому ты отдавал сердце свое? Помни - от Меня это было.
    Я допустил этой горести коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший друг твой есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и все говорил бы Мне в молитве твоей. Наклеветал ли кто на тебя? Предоставь Мне это дело и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, чтобы укрыться от "пререкания языков". В свое время Я выведу, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Разрушились ли планы твои? Поник ли ты душою и устал? - от Меня это было.
    Ты создал себе свои планы и принес их ко Мне, чтобы Я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни, и тогда ответственность за все будет на Мне, ибо слишком тяжело это для тебя и ты один не можешь справиться с ними, так как ты только орудие, а не действующее лицо. Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские, и уныние охватило сердце твое? Знай - от Меня это было.
    Ибо я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими перед очами Моими и побеждали именем Моим это душевное малодушие. Томлением твоего духа Я испытывал верность твоей веры в непреложность Моих обетований, силу дерзновенной твоей молитвы о близких твоих. Ибо не ты ли поручил их Покрову Матери Моей Пречистой, не ты ли некогда возлагал заботу о них Моей Промыслительной Любви? Посетила ли тебя тяжелая болезнь - временная или неисцелимая - и ты оказался прикованным к одру своему? Знай - от Меня это было.
    Ибо Я хочу, чтобы ты знал Меня еще глубже в немощах своих телесных и не роптал бы за это ниспосланное тебе испытание, не старался бы проникать в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и безвольно преклонился бы под благость Мою к тебе. Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо того слег на одр болезни и немощи? - от Меня это было.
    При удачах ты был бы погружен в свои дела и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям, что ты на службе у Меня. Я хочу научить тебя осознать, что ты - ничто и ни в чем не можешь доверять себе. Некоторые из лучших соработников Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть орудием непрестанной молитвы. Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение? Иди, полагаясь на Меня, Я вверяю тебе эти трудности, ибо за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, во всех путях твоих, во всем, что будет делаться твоими руками. В сей день даю в руку твою этот сосуд священного елея. Пользуйся им свободно, дитя Мое. Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать в тебе чувство досады, каждое откровение твоей немощи и неспособности - пусть будут помазаны этим елеем. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление. Всякое жало притупится, что бы ни коснулось тебя. А потому и положи в сердце своем слова, которые Я объявил тебе сегодня: от Меня это было.

Как Ты решаешь, так и надо,
Любою болью уязви.
Ты нас ведешь во свет и радость
Путями скорби и любви.

Сквозь невозвратные утраты,
Сквозь дуновенья черных бед
В тоске взмывает дух крылатый
И обретает в скорби свет.

Из рук Твоих любую муку,
Владыко Господи, приму -
С ребенком смертную разлуку,
Темницу, горькую суму...

Как Ты решаешь, так и надо,
Любою болью уязви.
Ты нас ведешь во свет и радость
Путями скорби и любви.

В дополнение к наставлениям Серафима приводим цитаты Виссариона из Последнего Завета:
(ч.6-гл.35)
120 “Когда говорится, что окружающая реальность есть проявление Воли Бога, — это говорится при упрощённом отношении к происходящей реальности.
121 Конечно же, происходящие явления, нарушающие заповеди Бога, нельзя рассматривать как Волю Бога. Всё, что нарушает Волю Бога, не может быть Волей Его. Но такие явления воспринимайте как должное.
122 Какова бы ни была эта реальность, если она всё-таки произошла независимо от ваших желаний и усилий, вы должны принять её с благодарностью, как ситуацию, благодаря которой у вас появляется возможность стать мудрее и сильнее, потому что вы понимаете то, что до сего времени не знали”.

(ч.6-гл.42)
36 “Все ли события происходят по Воле Бога?”
37 “Если говорить точно, то не все события происходят по Воле Отца.
38 Всё, что не зависит от тебя, можно воспринимать как Волю Бога. Если проще и точнее: всё светлое и доброе воспринимай как Волю Бога, остальные события — как должное.
39 В том, что кто-то ударил тебя, нет Воли Отца. Но в этом ударе есть ответ Гармонии, однажды нарушенной тобой”.
КРАТКОЕ ЖИТИЕ ИЕРОСХИМОНАХА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО
*** *** ***
ДЕТСТВО
   Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. 1 апреля 1866 г. во святом крещении он был наречен Василием в честь прп. Василия Нового Исповедника.
   В десятилетнем возрасте, после внезапной кончины отца, Василий прибыл в Санкт-Петербург, где работал рассыльным, подручным приказчика, приказчиком и старшим приказчиком в торговых предприятиях Гостиного и Апраксина Дворов.
   С ранних лет жило в отроке стремление к монашеской жизни. В 14 лет он получил от одного из старцев Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Так была явлена Василию воля Божия. Вся дальнейшая жизнь в миру стала для него подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет...
   Почти двадцать из них Василий Муравьев находился под окормлением преподобного старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова), что позволило заложить неколебимый фундамент, на котором происходило дальнейшее возрастание Василия Николаевича как великого подвижника благочестия.

МИРСКОЙ ПЕРИОД
   Около 1890 г. он вступил в брак с Ольгой Ивановной (девичья фамилия пока не установлена), 1872 г. р. В 1892 г. Василий Николаевич открыл собственное дело и стал 2-й гильдии купцом. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины вышла на международный рынок. Помощь Божия была со всеми начинаниями Василия Муравьева, и вскоре его предприятие стало широко известным не только в России, но и во многих европейских столицах. Молодой купец всего за несколько лет вышел в число крупнейших мехоторговцев Петербурга.
    В 1895 г. Василий Муравьев стал действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России, целью которого служило всемерное содействие Государю Императору и правительству в области национального экономического развития. В 1897 г. Василий Николаевич закончил Высшие Коммерческие курсы, организованные при Обществе.
    По долгу христианского милосердия в течение многих лет В.Н. Муравьев оказывал помощь ряду храмов, обителей и богаделен, самоотверженно служил неимущим и страждущим. В одной из описей архива Святейшего Синода обнаружена запись от 4 января 1905 г. о представлении к награждению В.Н.Муравьева за богоугодные дела. В этом же году благочестивый коммерсант стал действительным членом известного на всю Россию Ярославского благотворительного общества, в состав которого входили многие замечательные пастыри и общественные деятели того времени - св. прав. Иоанн Кронштадтский, председатель Учебного комитета при Святейшем Синоде протоиерей П. А. Смирнов, архиепископ Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский и всея России, премьер-министр Б. В. Штюрмер и др.
    Многочисленные пожертвования на храмы и монастыри, а также неимущим творил Василий Николаевич пред лицем Господа втайне от окружающих. При весьма напряженных земных трудах он проводил жизнь истинного молитвенника. После кончины старца Варнавы духовными наставниками В.Н. Муравьева стали ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, епископ Ямбургский Феофан (Быстров) и будущий священномученик, епископ Гдовский Вениамин (Казанский). Близилось время Василию Николаевичу выйти на служение людям мудрыми пастырскими советами и словами любви и сострадания...
    И вот грозный 1917 год. Многие знакомые Муравьевых из числа состоятельных людей в то время перевели свои капиталы за границу и покинули Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Василий Николаевич решил иначе: он пожертвовал значительную часть своего состояния на нужды ряда петроградских обителей, Иверского-Выксунского и Свято-Успенского Пюхтицкого монастырей и стал готовить себя к принятию монашества...
    12 сентября 1920 г. В.Н. Муравьев передал еще одно крупное пожертвование на нужды Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, а еще через день подал в Духовный Собор Лавры заявление с просьбой принять его в число братии, на что получил положительный ответ и первое послушание - пономарское.

МОНАШЕСТВО
   Уже 26 октября митр. Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) благословил постричь в монашество послушника Василия Муравьева одновременно с его женой, поступившей в Воскресенский Новодевичий монастырь. 29 октября в церкви Святого Духа Василий был пострижен в иноки с наречением ему имени Варнава. Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1921 г. митр. Вениамин рукоположил отца Варнаву в сан иеромонаха.
    В течение 1920-1926 гг. о.Варнава нес ряд ответственных и трудных послушаний: заведующего кладбищенской конторой Лавры, главного свечника, а затем казначея обители. В конце 1926 г. он принял великую схиму с именем Серафим и был избран братией духовником Лавры. Под его пастырское окормление собралось великое множество духовных чад-мирян, иноков, священников и архиереев Русской Православной Церкви, среди которых были такие выдающиеся иерархи, как еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), митр. Ленинградский Серафим (Чичагов), еп.Петергофский Николай (Ярушевич), архиеп. Хутынский Алексий (Симанский).
    Около трех лет пребывал о. Серафим на поприще духовника Лавры. В начале 1930 г. он тяжело заболел и, согласно рекомендации врачей и настоянию владыки Серафима (Чичагова), переехал в поселок Вырица неподалеку от Петербурга.

СТАРЧЕСТВО
   Здесь, на одре тяжелой болезни, в течение почти 20 лет он нес подвиг старческого окормления, принимая в отдельные дни по несколько сотен посетителей. Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения, и все эти годы своей жизнью о. Серафим свидетельствовал о Христе. Каким-то чудом гонения на Церковь обошли стороной о. Серафима. Чекисты неоднократно приходили арестовывать старца, но так и не посмели тронуть его. В этом несомненный Промысел Божий, оставивший праведника утешать и наставлять верующих, приводить к Богу заблудшие души.
    Отец Серафим на деле исполнил святоотеческий завет: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". Многие из его деяний ознаменованы явными чудотворениями, чему есть свидетельства очевидцев. К ним относятся случаи видения происходившего вдали; прозрения в область прошлого и будущего посетителей; прочитывания мыслей собеседников; исцеления больных от неизлечимых телесных недугов; изгнания лукавых духов; предсказаний и пророчеств, а также высшие благодатные дарования - молитвенных созерцаний, духовного утешения и любви к людям. В годы Великой Отечественной о. Серафим по примеру своего небесного покровителя прп. Серафима Саровского молился в саду на камне о спасении России. Несколько десятков самых ярких свидетельств о подвигах, благодатных дарах и чудотворениях батюшки собраны в книгах "Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа" и "Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого".
    Старец отошел ко Господу 3 апреля 1949 г., но и по сей день не оставляет помощью скорбящих и страждущих, во множестве притекающих к месту его упокоения. Могила о.Серафима находится на небольшом погосте близ Вырицкой церкви в честь иконы Божией Матери "Казанская". В течение почти 50 лет со дня блаженной кончины старца не прекращается его широкое народное почитание...

РЕШЕНИЕ СИНОДА
   Синодальной Комиссией по канонизации Святых и Священным Синодом Русской Православной Церкви подготовлены документы к прославлению отца Серафима Вырицкого на предстоящем в августе 2000 года Освященном Архиерейском Соборе.